Березина А.В.

Симин Бехбахани (1927–2014) – всемирно известная иранская поэтесса, которую дважды номинировали на Нобелевскую премию. Данное исследование направлено на заполнение лакун, существующих в анализе художественных текстов этой иранской поэтессы, в частности на выявление отношений в пределах бинарной оппозиции «мужчина-женщина». Методологической основой работы стал инструментарий феминистской литературной критики.

В своём раннем творчестве Бехбахани попадает в ловушку, подготовленную системой патриархальной культуры и языка, отражающих маскулинизированное сознание, так как пробует идентифицировать себя в маскулинной парадигме, совпадающей по своим основным параметрам с общечеловеческой. Образ мужчины часто наделён негативными характеристиками, а женщина представлена в образе жертвы. Данная психологическая установка совпадает с устойчивой в современном для поэтессы обществе нормой гегемонной маскулинности в соответствии с мужским хабитусом лидерства и доминирования. Вопрос равенства мужчины и женщины является сквозным лейтмотивом в творчестве Симин Бехбахани. Она подчёркивает желаемый статус женщины в качестве равного партнёра, в рамках дихотомической пары признаёт исключительно паритетные отношения, союз с мужчиной мыслит как гармоничное взаимодействие состоявшихся личностей, основанное на осознанном подходе к слиянию двух сердец.

В ходе исследования был проанализирован весь поэтический материал Симин Бехбахани, а представленные стихотворения впервые переведены на русский язык автором статьи. Результаты исследования могут быть полезны востоковедам и литературоведам и использованы в ходе реализации учебных программ по филологическим дисциплинам.

Ключевые слова: Симин Бехбахани, феминистская литературная критика, бинарная оппозиция, гендерный дискурс, феминность, маскулинность.

ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ СИМИН БЕХБАХАНИ