ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЙСКИХ МЕСТОИМЕНИЙ КАК НОМИНАТИВНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ФУНКЦИЙ ЭТИКЕТА

В статье рассматриваются местоимения английского языка с точки зрения их способности служить альтернативными номинативными единицами при выполнении ими функций речевого этикета. Принятый в статье подход потребовал решения целого ряда теоретических вопросов: 1) что такое номинация с лингвистической и гносеологической точек зрения; 2) какие бывают виды номинации с учётом их закреплённости или незакреплённости в языковой системе, и принципиальные различия номинации в языке и речи; 3) можно ли считать местоимения номинативными средствами; 4) в чём своеобразие денотативного аспекта значения местоимений; 5) какие функции этикета выполняет варьирование номинативных средств и, в частности, местоимений. В статье делается вывод о том, что так называемые «неназывающие» слова (предназначенные для выполнения собственно дейктической функции – указание на конкретный объект действительности, а также имеющие универсальные, обобщённые значения) обозначают объективные признаки предметов, а потому уместно говорить о денотативном значении местоимений. Однако, это признаки, которые не присущи данному объекту постоянно и которыми объект может обладать только относительно другого объекта. И в этом смысле идеальные денотаты дейктических и универсальных слов являются относительными (I, you, it, etc.), что делает их пригодными как для замещения «называющих» слов, так и для замещения иных «неназывающих» слов в процессе выполнения ими функций этикета. В статье приводятся примеры того и другого способов использования местоимений как средств речевого этикета.

Ключевые слова: языковая номинация, речевая номинация, номинативное варьирование, денотативное значение слова, называющие слова, неназывающие слова, местоимения, универсальные слова, функции речевого этикета.
Е.В. Голубкова